Эмалирование

При эмалировании металлический предмет полностью или частично покрывают стекловидным слоем (глазурью). Эмаль — это стекловидная масса из кварцевой мучки, подкрашенной различными окислами металлов. Эмали делятся на прозрачные, просвечивающиеся и непрозрачные, или глухие. В росписи по эмали используют жаростойкие керамические краски, фоном для которых является белая непрозрачная эмаль. Температуру плавления (от 400 до 800° С) различных эмалей устанавливают в зависимости от их вида и использования. По технике эмалирования эмали делят на три группы: выемочные, перегородочные и живописные. Для выемочной эмали (шамплеве) рельефные углубления делают штихелем или травлением. Для перегородочной эмали (клуазоне) образец (рисунок) ограничивают тонкой плоской проволокой — контуром. Эмалированный рисунок, как и рисунок на фарфоре, получают путем нанесения мелко растертой непрозрачной краски на подготовленную эмалированную основу и обжига (лиможская эмаль). При такой технике эмалирования не применяются ни выемки, ни перегородки. Различно окрашенные эмали наносят прямо на плоскость предмета, без отделения контуром металла фигур или орнамента. Слой может быть толщиной до 2 мм. Для эмалирования необходимо иметь разные по цвету эмали, а для их подготовки — дробилку, ступку с пестиком и стеклянные или фарфоровые миски. Для нанесения эмали пользуются ложечкой (шпателем), кисточкой и теркой. Эмали продаются в кусках или в порошках (порошки надо использовать как можно скорее). Эмаль в кусках дробят тяжелым молотком в стальной дробилке цилиндрической формы, закрытой прилегающей пробкой. Зернистую эмаль растирают в фарфоровой или агатовой миске пестиком до порошкообразного или более крупного состояния (в зависимости от того, для какого вида эмалирования она будет использована). Затем нужное количество эмали насыпают в стеклянную или фарфоровую миску и хорошо прочищают водой. Такая эмаль уже готова для нанесения на заранее подготовленную (обезжиренную) металлическую основу. Для эмалирования наиболее подходят высокопробные сплавы золота и серебра, белое золото, легированное никелем, палладий, медь и томпак (железо в ювелирном деле не применяют). Эмаль наносят ложечкой (шпателем) или кисточкой. Чтобы при высыхании эмаль не трескалась, в воду добавляют немного чистого раствора траганта или желе (клейковины) от айвовых семечек. Эмаль обжигают в муфельной печи, нагреваемой газом или электричеством, при температуре 800—900° С. Как только эмаль расплавится, необходимо ее сразу вынуть из печи. Нельзя охлаждать эмаль на сквозняке. В качестве подставки при обжиге используют шамотные дощечки или проволочные решетки из нержавеющей стали или чистого никеля; никель имеет высокую температуру плавления и не оставляет следов химических добавок. Опорные решетки смазывают трепелом, чтобы к ним не прилипала эмаль. Щипцы для печи должны быть легкими, тонкими и около 50—70 см в длину. Для выглаживания и шлифования эмали используют карборундовые и сланцевые шлифовальные камни, смоченные водой, для полирования:— диски из липового дерева с нанесенными на них полировальными пастами (трепел и буроватый кварц). Эмалирование — это одна из тех работ, которые требуют большого опыта и практики. Каждая прозрачная и непрозрачная эмаль, каждый цветовой оттенок должны быть тщательно исследованы и опробованы. Малейшая невнимательность при обжиге может привести к существенному изменению цвета эмали, и в то же время при обжиге можно открыть совершенно новые, непредвиденные возможности. Поэтому при эмалировании основными правилами являются: испытание, практика и опыт. Тщательность исполнения эмалевых работ — важная часть искусства старых мастеров — нашла свое отражение в пестрых красках исторических картин, портретов и в различных украшениях. Для холодного эмалирования и для ремонта поврежденных (потрескавшихся) эмалированных предметов применяют эмалированные лаки.