Изготовление цепочек
Цепочки широко применяются в качестве самостоятельных драгоценностей,
как части ювелирных изделий, а также как практические вещи — для
определенных целей. Женщины носят на шее простые и узорчатые цепочки, к
тоненьким цепочкам подвешивают кулоны и подвески, ими удлиняют изящные
ожерелья. К производству цепочек относится также изготовление жестких и
подвижных (кольцевых) браслетов, а также браслетов для ручных часов.
Цепочки предназначаются для браслетов, ключей, дамских сумочек, брелоков
и т. д. Особой формы изготавливают церемониальные цепочки для ректоров
высших учебных заведений и других высокопоставленных лиц.
Простейшая и наиболее применяемая форма цепочки — ушковая —
представляет собой сцепленные друг с другом овальные звенья.
Изготавливают тонкие и толстые цепочки вручную и на станках. Основным
полуфабрикатом для изготовления цепочек на станке служит круглая
проволока с легкоплавкими припоями. Каждое ушко остается свободным,
каждую пару звеньев собирают отдельно.
Вручную ушковые цепочки делают следующим образом: мягкую круглую
проволоку наматывают на катушку из овальной латунной (твердой)
проволоки.
Половину длины золотой или серебряной круглой проволоки
наматывают вправо, другую половину — влево. Катушку с намотанной
проволокой отжигают. После охлаждения закрепляют один конец проволоки в
тисках, а другой натягивают клещами так, чтобы часто намотанную спираль
можно было стащить с катушки.
Часть звеньев, которая намотана в одну сторону, оставляют черной,
другую часть звеньев, намотанных в противоположную сторону,
протравливают в травильном растворе. Затем звенья распиливают тонкой
пилкой, а место разреза каждого ушка приоткрывают гладкими острыми
щипцами; чтобы цепочка была ровной (не закручивалась), для этого, сжимая
звенья, соединяют попеременно (зазором к себе) черные и протравленные
ушки. Если звеньев очень много (например, длина цепочки составляет
несколько метров), то чтобы ушко при пайке не разжалось, цепочку
отжигают в миске из листового железа на огне от древесных углей и потом
протравливают. Следующий производственный этап — пайка: цепочку
предварительно окунают в водный раствор буры и подвешивают на крючке,
который специально делают для этой цели из крепкой проволоки длиной 30
см. Мягкой кисточкой сверху вниз в каждый разрез ушка наносят одинаковые
кусочки припоя, нарезанного на мелкие квадратики. Крючок крепят к
рукоятке, которую следует держать в левой руке, цепочку при этом
придерживают свободно (без натяжения) снизу большим и указательным
пальцами. Над пламенем ювелирной горелки цепочку нагревают так, чтобы
нанесенный припой не падал (для этого в раствор буры добавляют несколько
капель фтористой соли). Пайку проводят в широком пламени горелки в
направлении снизу вверх, причем так, чтобы охватить огнем сразу
несколько звеньев. После пайки цепочку протравливают в травильном
растворе, промывают, мнут в кулаке и после сушки медленно протягивают в
четырехгранной волочилке, в результате чего она выравнивается.
Цепочку спиливают на узкой и ровной дощечке длиной примерно 50 см
мягким острым напильником (плоским) и наждаком. Затем цепочку разрезают
на требуемые части (длина цепочки на шею составляет, как правило, 42
см) и к каждой разрезанной цепочке припаивают последние звенья. Замком
обычно служит пружинное кольцо.
Основным полуфабрикатом для изготовления полых проволочных
изделий, в частности браслетов, является шарнир. В качестве заполнителя
используют медную или латунную проволоку (для золота) или мягкую
железную проволоку (для серебра). С готовых изделий эти металлы удаляют
(растворяют) азотной кислотой или разбавленной серной кислотой.
Шарнир изготавливают следующим образом: проволоку из простого
металла оборачивают листовым пояском, сделанным из благородного металла;
ширина пояска должна равняться 3/з диаметра готового шарнира. Поясок
затягивают так, чтобы его кромки не соприкасались, иначе кислота не
будет иметь доступа к ядру шарнира и не вытравит его. Однако при
огибании или намотке звеньев на катушку по внутреннему периметру звена
зазор между краями пояска (фуга) должен быть по возможности наименьшим.
Дальнейшая работа протекает приблизительно так же, как и с массивной
проволокой. При этом требуется большое внимание и соответствующая
осторожность (нельзя сдавливать проволоку в клещах и т. д.). При пайке
пользуются только твердыми припоями, мягкие припои кислота вытравливает.
Готовый золотой предмет с медным или латунным заполнителем погружают в
азотную кислоту, серебряный предмет с железным заполнителем — в
разбавленную серную кислоту (пары не вдыхать!). Удалить простые металлы
из шарнира будет значительно легче, если перед этим аагреть кислоту или
немного потрясти каменный сосуд
(постучать кусочком дерева по краю сосуда). До тех пор, пока на
поверхности наблюдаются вздутия или пузыри, простые металлы удалять
нельзя. После полного вытравливания металла предмет тщательно промывают
водой и сушат в опилках из твердого дерева. Работу над изделием
заканчивают изготовлением замка к браслету, конечных звеньев к цепочке и
т. п. Для этих целей используют мягкие припои.
Подобным образом делают различные образцы цепочек и цепей,
которые когда-то комбинировались с простыми или украшенными звеньями
(см. рис. 23). Широкую популярность приобрела форма браслета в виде
сплетенного жгута — так называемый валис. Образец панцирной формы в
мелком исполнении служит в качестве нашейной цепочки, в крупном
исполнении (полый) — в качестве браслета (нормальная длина равняется 18
см).
Современные браслеты, комбинированные разноцветными оттенками
золота, полые, с лапидарной поверхностью составляют в основном из
штампованных деталей. Обручи, жесткие кольцевидные браслеты бывают
большей частью полыми, в различных модификациях (например, в форме
змейки) и разными по профилю, гладкими или украшенными гравировкой.