Филигрань - грануляция
Одним из старейших способов художественной обработки металла является
филигрань —грануляция. Эта техника возникла на Востоке, а своего
наивысшего расцвета достигла во времена Римской империи. Название
происходит от лат. filum granum и переводится как зернистая проволока.
Исходным материалом для филиграни служат зернистая проволока,
изготовленная различными способами, например, две круглые проволоки
скручивают между собой и плоско провальцовывают или скручивают
четырехгранную проволоку (рис. 9, 10).
Грануляция — зернение (рис. 11)—орнаментальное украшение
изделия с помощью мелких металлических зерен (шариков). Зерна выплавляют
из наструганных кусочков золота или серебра определенной пробы в тигле,
наполненном мелким порошком из древесного угля. Расплавленные от
нагревания тигля частички благородного металла принимают форму круглых
зерен (шариков), а древесная пыль не дает им соединиться (слиться). При
такой плавке зерна поглощают углерод, который снижает их температуру
плавления. Зерна оставляют в тигле до полного их охлаждения, затем
просеивают через сито и сортируют.
Основание, которое украшают шариками, должно быть из того же
материала. С помощью трагантовой смолы шарики укрепляют на основании.
После того как раствор высохнет, изделие равномерно прокаливают в
пламени древесных углей (или в пламени газовой горелки) до тех пор. пока
шарики не начнут блестеть, т. е. пока поверхность изделия не начнет
плавиться (естественная пайка). Процесс грануляции тогда считается
законченным. Остается обработать предмет в травильном растворе и придать
ему товарный вид.
Для изготовления филигранных ювелирных изделий требуется большое
профессиональное мастерство, особенно при пайке. Рецепты старинной
технологии филиграни ныне уже забыты. В двадцатых годах прошлого
столетия филигрань имела некоторые отличительные черты. Тонкую круглую
проволоку путем последующей нарезки и плоской прокатки превращали в
сплющенную проволоку с мелкой зернью. Обработанную таким образом
проволоку скручивали в спирали и волнистые линии, которыми орнаментально
выполняли силуэты (контуры) различных форм.
В последнее время филигранные изделия стали производить серийно с
помощью штамповки (браслеты, сережки с подвесками, шкатулки и другие
ювелирные поделки). Типичную восточную филигрань в большом количестве
изготовляют из серебра на Балканах, в арабских странах и Азии.