Огранка драгоценных камней
Драгоценные камни служили украшениями уже в далеком прошлом, однако
обрабатывали их не так тщательно, как в настоящее время. В Индии
шлифовали камень о камень, чтобы потери в массе и размерах при этом были
минимальными. Камню, как правило, прида» вали форму гладкой линзы,
плоские поверхности (фаски) делали без определенных правил. Наивысший
расцвет ремесла по обработке драгоценных камней наступил после 1456 г.,
когда голландец Людвиг ван Беркем сообщил о преимуществах шлифовки (в
том числе алмазов) алмазным порошком — бортом.
Шлифовкой камням придают искусственную форму, которая выявляет их
достоинства, сияние и блеск. Вид огранки выбирают по характеру, цвету,
качеству и прозрачности драгоценных камней. Основные виды огранки
представлены на рис. 55:
а) Бриллиантовая — двойная усеченная пирамида с плоскими
поверхностями по сторонам, сверху и снизу. Бриллиант — это название
огранки, которое дается алмазам и другим прозрачным камням, например,
сапфиру, рубину, циркону, гранату и др.;
б) Роза — в сущности, низкая пирамида, снизу плоская, сверху
имеет два ряда треугольных граней, сходящихся в одной точке. Такую
огранку применяют для шлифовки алмазов, гранатов и других камней
небольших размеров;
в) Ступенчатая — расположенные ступеньками фаски; применяется,
как правило, для огранки нижней части камня (смарагд, альмандин),
верхнюю часть шлифуют бриллиантовой огранкой или таблицей (так
называемая смешанная огранка);
г) Таблица — узкие фаски по периметру таблицы; применяется для
огранки оникса, сердолика, гелиотропа, ляпис-лазури, гематита и других
непрозрачных камней;
д) Линза (кабошон, мугль)—гладкая шлифовка, круговой сегмент;
иногда встречается с небольшим выпуклым низом. Применяется для шлифовки
бирюзы, опала, граната, адуляра, хризопраза, коралла, а также смарагда,
рубина, синего сапфира и других камней.
Для шлифовки натуральные камни следует соответствующим образом
подготовить. Камень зажимают в клещах и по необходимости распиливают на
станке на полоски или кубики. На конце вала станка для распиливания
вертикально закреплен рифленый по периметру железный диск толщиной
примерно 0,7 мм. В бороздки, насеченные стальным ножом сердцевидной
формы, наносят смешанный с маслом борт. Ненужные и дефектные части сырья
отсекают каменным молоточком — клином. Камни, твердость которых не
превышает 7, отшлифовывают на песчаниковых кругах, более твердые — на
карборундовых дисках.
Камни шлифуют в зависимости от твердости на деревянных или
металлических дисках наждачным или алмазным порошком. Полируют их на
металлических дисках (изготовленных из стали, меди, олова или свинца),
натертых трепелом, а также полировочным крокусом или алмазным порошком.
Крупные куски держат в руке, мелкие закрепляют в мастике на деревянной
палочке (колышке). Постоянный правильный наклон граней удерживает
вспомогательный станок — квадрант. Искусстве» огранки камней связано с
умением использовать цвет сырья; он должен выгодно проявиться в
ограненном камне.
До недавнего времени драгоценные камни шлифовали вручную, сегодня
небольшие куски, прежде всего гранаты и марказиты, шлифуют в большом
количестве на станках. Шарики шлифуют из ограненных кубиков природных
драгоценных камней в латунных или железных трубочках.
Для наиболее ценных камней применяется особая единица — карат.
Один метрический карат равен 0,2 г и делится на 100 частей. Преимущество
метрического карата заключается в том, что массу драгоценного камня
можно определить и граммовыми гирями (0,2 г=1 карату, 5 каратов = 1 г).
Формы драгоценных и поделочных камней. Драгоценным и
поделочным камням придают самые разнообразные формы (рис. 56). В
некоторых драгоценностях встречаются красивые камни со шлифовочным
затылованием, так называемый акорш, которые закреплены в оправе за
подточенное основание камня так, что спереди оправа становится невидимой
(например, альмандины в пуговицах, нефритовые и хризопразовые листья).
Шлифованные камни с отделкой называются шлегрованными (например, цветок
из матового хрусталя, рифленый сердолик, сардоникс).