Свадебное кольцо в истории, искусстве и моде
Обычай обмениваться кольцами при бракосочетании уходит своими корнями
в древние языческие времена. Со свадебным кольцом — этим кружком без
начала и без конца — символом вечности — связана целая история. Обычай
носить свадебное кольцо на четвертом пальце левой руки объясняется тем,
что от этого пальца идет артерия прямо к сердцу. Кольцо круглой формы из
благородного металла символизирует серьезные, искренние желания двух
людей принадлежать друг другу всю жизнь.
До позднего средневековья у народов всех рас жену покупали, а
односторонний подарок кольца невесте означал лишь формальное
подтверждение юридического акта бракосочетания. Во времена своеобразной
роскоши древних римлян жених надевал своей избраннице простое,
неукрашенное железное кольцо. В эпоху средневековья первоначальная
трезвая символика уступила место символике поэтической, а на место права
пришла любовь и романтика. Насколько различны были изменения с течением
времени в символике кольца, настолько разнообразны были и его
художественные формы, изменяющиеся под влиянием вкуса и культурного
уровня людей эпохи язычества, христианства, вплоть до сегодняшних дней.
Началом художественного ремесла в Центральной Европе можно
считать византийский период и особенно каролинский. К 13 столетию
относится простое трехгранное кольцо, находящееся сейчас в собраниях
германского музея в Нюрнберге. Оно было найдено в могильнике и в
качестве свадебного кольца имеет характерную внутреннюю надпись: «Во мне
верность». Величественной простотой отмечено кольцо конца 14 столетия —
плоский гладкий кружок.
Век рыцарской культуры сменила эпоха мощного экономического
размаха. Много поэтического вошло в ремесло и искусство, проникло в
ремесленное творчество. Доказательством высокой профессиональной техники
того времени служит свадебное кольцо второй половины XV в.: в богатом
лиственном орнаменте изображены портреты молодоженов. Эта работа
является гармонией красоты и напоминает редкие по мастерству работы
нюрнбергского ювелира моравского происхождения Вацлава Ямницкого. Кольцо
находится во франкфуртской коллекции перстней.
К переходному периоду XV—XVI вв. относится еврейское свадебное
кольцо, находящееся в берлинском художественно-промышленном музее.
Материалом для его изготовления послужило позолоченное серебро, края
украшены мелкими цепочками, между шариками и проволочными выпуклостями
укреплены пять эмалированных цветков. Внутри выгравирована
древнееврейская надпись — «Большого счастья». Образец имитации
свадебного кольца представляет собой гладкий кружок, украшенный по краям
фасонной проволокой и посередине вставленным сердечком с гравированными
инициалами имен (мода начала XVI в.). Типичный ренессансный характер
имеет кольцо XVI в. (рис. 53). На рубчатом фоне головки амуров
чередуются с розетками, а по краям — старый мотив сплетенных рук.
Стили барокко и рококо подчеркнули богатство украшений. Ранее
второстепенные работы по украшению изделий стали в тот период основными.
Роскошный перстень в стиле Людовика XVI служит тому подтверждением. В
плоскости овального камня выгравированы и позолочены или вырезаны из
золота и прикреплены четыре буквы, которые вместе дают имя ангела любви
Амура. Под камень положены волосы, а край его окаймлен закрепленными в
середине бриллиантами.
Три добродетели — веру, надежду, любовь —символизирует перстень с
числом 3, которое выложено алмазами, слева — пылающее сердце из
огненного рубина, а справа — цветок со сверкающим бриллиантом.
Неизгладимое впечатление производит двойное кольцо со скрещенными
руками, подчеркивающими божественную идею. Коллекция золотых и
серебряных свадебных колец с мотивом соединенных рук конца 16 —начала 17
столетия находится в собраниях художественно-промышленного музея в
Праге.
После наполеоновских битв обратного процесса не избежало также и
художественное ремесло. До сих пор сохранились интересно отделанные
свадебные кольца того периода, особенно из серебра, поскольку золото
жертвовалось на алтарь власти (как и после первой мировой войны, когда
австрийские патриоты меняли золотые кольца на железные с надписью «Я
золото отдал за железо»). Очевидным переходом к более поздней моде
явились свадебные кольца XIX в.
Целое столетие в обработке свадебных колец не наблюдалось
каких-либо новшеств. Изменение вкусов находило выражение только в высоте
или ширине кольца. Кроме гладких делали полукруглые кольца.
Ассортимент свадебных колец расширился после первой мировой войны.
Модными стали кольца, называемые «шимми» («шимми» —очень популярный в то
время танец), узкие, гладкие, в профиле —трапеция, затем с украшенной
гравюрой посередине (RI), с гравированным реверсом по краям (RII),
полукруглые с барочной гравюрой, с выколоченными четырехлистниками, с
лавровыми или липовыми листьями, сначала ручной чеканки, позднее с
разнообразно украшенной вальцованной проволокой. В 30-х годах этого
столетия начали изготавливать популярные полностью лапидарные кольца,
т.е. шлифованные до высокого блеска на площадках различных форм.
Поскольку нигде не записано, что свадебное кольцо должно быть
непременно гладким, начали изучать старые формы, и некоторые из них
модернизировали. На обручальных кольцах стали закреплять мелкие
бриллианты или белые сапфиры, которые нередко комбинировали с
лапидарными плоскостями.
Сегодняшняя художественная промышленность усовершенствовала
производство. Имеется примерно 140 разновидностей свадебных колец
(различных форм и вариантов) — от несложных гладких различной ширины и
различных цветных оттенков золота или разнообразно украшенных гравюрой,
мелкими рубчиками, лапидарными плоскостями, выколоченными или
выпиленными шариками и сердечками до роскошных, составленных из
разноцветных материалов и комбинированных с приведенными выше мелкими
украшениями (рис. 54).
Свадебное кольцо несколько утратило свое прежнее значение и
величественность и оказалось в одном ряду с другими вещами,
символизирующими старые обычаи. Оно остается добрым напоминанием о
времени, тесно связавшем жизнь двух людей.