Добыча алмазов

Доля России в мировой добычи сырых необработанных алмазов составляет более 20%, в 2000 году в России их было добыто на сумму 1600 млн. долл. По объему добычи алмазов в денежном выражении наша страна занимает второе место в мире после Ботсваны. 98 процентов российской добычи алмазов приходится на акционерную компанию "АЛРОСА" в Республике Саха (Якутия) и лишь 2 процента - на 000 "Народное предприятие "Прииск Уралалмаз" в Пермской области. В настоящее время ОАО "Севералмаз" ведет подготовительные работы по освоению месторождения алмазов им.Ломоносова в Архангельской области.

По разведанным запасам алмазов Россия занимает первое место в мире. Прогнозные ресурсы алмазов в 3-4 раза превышают разведанные запасы, что обеспечивает благоприятную перспективу развития алмазодобывающейотрасли страны. Более половины общероссийских запасов алмазов сконцентрированы на крупных коренных месторождениях - трубки "Удачная", "Мир", "Интернациональная","Сытыканская", "Юбилейная" и "Айхал" в Западной Якутии. Две трети этих запасов пригодны для открытой добычи и одна треть - для подземной.

Необходимо учитывать, что на протяжении последних 10-12 лет уровень добычи не компенсировался приростом разведанных запасов. Это было связано с тем, что резко снизилась доля средств, направляемых на финансирование геологоразведочных работ на алмазы. Если раньше эта доля составляла 3,5% от реализации, то теперь примерно 1,5%.

Карьер трубки Мир фактически достиг проектной глубины и в текущем году будет остановлен. После закрытия карьеров на эксплуатируемых богатых месторождениях планируется переход на подземную добычу, что потребует крупных капитальных вложений и значительного времени на строительство подземных рудников. Первенцем в этом направлении служит первая очередь подземного рудника на трубке "Интернациональная", запущенная в 1999 году.

Однако строительство подземных рудников не улучшит экономические показатели добычи в АК "АЛРОСА", так как себестоимость подземной добычи естественно выше, чем на карьерах. Поэтому компания усиливает геологоразведочные работы на перспективных алмазоносных участках прежде всего в Якутии, а также в других регионах России.

Результатом геологоразведочных работ в 1994-96 гг. явилось открытие и разведка трубок "Ботуобинская" и "Нюрбинская" в Западной Якутии.

Кроме того за счет собственных средств компания "АЛРОСА" проводит поиски месторождений алмазов на перспективных площадях в Архангельской области (проект "Терра"), Эвенкии и других регионах России.

В 2000 году АК "АЛРОСА" приобрела у компании "ДеВире" пакет её акций в ОАО "Севералмаз", увеличив, таким образом, свою долю до 39%. С этого времени начались практические работы по созданию алмазодобывающего предприятия в Архангельской области.

В соответствии с пятилетним планом производственно-хозяйственной деятельности компании "АЛРОСА" (1996-2000 гг.) введен в промышленную эксплуатацию один из крупнейших в мировой алмазодобывающей отрасли ГОК "Юбилейный", завершено строительство обогатительной фабрики № 13 на самом северном в мире алмазном прииске "Анабар". Как уже отмечалось в 1999 году введена в строй первая очередь подземного рудника на трубке "Интернациональная". Организован участок по добыче руды подземным способом на трубке "Айхал\"", запущена в промышленную эксплуатацию пилотная обогатительная установка на трубке "Ботуобинская", начата добыча руды на трубке "Зарница".

В течение ближайших 5 лет "АЛРОСА" намерена вложить в реконструкцию действующих мощностей и в создание алмазодобывающих предприятий на новых месторождениях 97 млрд. руб. (более 3 млрд. дол).

Но получить эти средства в условиях действующей системы налогообложения практически невозможно. АК "АЛРОСА" является самым налогооблагаемым горнодобывающим предприятием в мире. Так, основной конкурент компании ТНК "Де Вире", доля которого в мировом объеме реализации в стоимостном выражении устойчиво составляет около 40% и которая осуществляет свою деятельность в значительно более благоприятных экономических и географических условиях, отчисляет в налоги в среднем 5% от стоимости реализации, а компания "АЛРОСА"-до 55%. Сверх налогов, установленным налоговым законодательством, около 20% от стоимости реализованной продукции компания "АЛРОСА" отдает в форме платы за арендованное имущество и месторождения алмазов, хотя одновременно с этим выплачивает и налоги на имущество, и обязательные платежи за пользование недрами.

В связи с этим компания просит привести структуру и уровень выплачиваемых алмазодобытчиками налогов к общероссийским стандартам, решить вопрос об изменении порядка НДС при оборотах с драгоценными камнями, отменить временно введенную экспортную таможенную пошлину на необработанные алмазы. Этих мер было бы достаточно, чтобы обеспечить развитие алмазодобывающей промышленности за счет собственных средств.

Предложение алмазов на внутренний рынок

Единая сбытовая организация (ЕСО) компании "АЛРОСА" осуществляет продажи алмазного сырья непосредственно российским гранильным предприятиям из текущей добычи. Её клиентами являются как государственные, так и частные, в том числе совместные предприятия. В 2000 году произошел значимый поворот к увеличению поставок алмазов на внутренний рынок России: сегодня на нем продается больше алмазного сырья, чем отправляется на экспорт.

Экспорт необработанных алмазов

Природные необработанные алмазы, одним из основных производителей которых является Россия, - стабильный источник поступлений в страну конвертируемой валюты. Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" установил, что добытые из недр драгоценные камни являются собственностью субъектов добычи, поэтому алмазы, оставшиеся в распоряжении предприятия после обязательных продаж в государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней России и субъектов РФ предлагаются как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Россия участвует в исторически сложившейся на мировом рынке одноканальной системе продаж, обеспечивающей стабильность мировых цен на алмазное сырье, организатором которой выступала ТНК "Де Бирс".

Наша страна присоединилась к системе одноканального сбыта Центральной сбытовой организации (ЦСО) "ДеБирс" более 40 лет назад. 15 января 1960 года было подписано первое торговое соглашение сроком на один год. Им предусматривалось предоставление ЦСО исключительного права на покупку советских ювелирных алмазов. При этом имелось ввиду, что технические категории алмазов будут направляться для нужд отечественной промышленности и, как правило, на экспорт поставляться не будут. Так начались регулярные продажи отечественных алмазов на внешнем рынке на основе систематически возобновляемых торговых соглашений.

Ныне действующее соглашение между АК"АЛРОСА" и корпорацией "Де Бирс" было подписано 21 октября 1997 года в Москве сроком на три года. В нем удалось развить и закрепить преимущества российской стороны. В частности, практически все необработанные алмазы, рентабельные для производства бриллиантов на территории России, теперь реализуются на российском рынке. Смоленский гранильный завод "Кристалл" стал клиентом (сайтхолдером) "Де Бирс". Увеличились объемы контрольных продаж, которые составляют 5 процентов от объема партий, поставляемых "Де Бирс", с целью получения дополнительной информации о ценах. Сами продажи в настоящее время осуществляются в Москве, что сокращает сроки оборота средств в АК "АЛРОСА". Одновременно сделан шаг к выработке механизмов совместного регулирования мирового алмазного рынка. С этой целью создан постоянно действующий Наблюдательный комитет, в состав которого делегированы на паритетной основе представители обеих компаний, а с российской стороны дополнительно и представители государственных органов РФ и Республики Саха (Якутия). В рамках комитета сторонами обсуждаются и согласовываются вопросы объемов и цен продаж алмазов на мировом рынке, принимаются решения, порождаемые существенными изменениями в мировой добыче алмазов и потреблении бриллиантов.

Поскольку срок Торгового соглашения заканчивался 1998 годом, а масштабная работа по воплощению новых форм сотрудничества только разворачивалась и усилия сторон по стабилизации мирового алмазного рынка в условиях кризиса еще не были реализованы в полной мере, стороны пришли к выводу о необходимости пролонгации соглашений до конца 2001 года.

Экспорт алмазов АК "АЛРОСА" осуществляет на основе квотного постановления, выдаваемого Правительством РФ ежегодно. Хотя Указом Президента Российской Федерации от 20.07.97г. № 740 установлено, что квотное постановление на экспорт алмазов Правительством РФ должно быть принято за месяц до наступления очередного года, на практике это никогда не выполнялось. Так , в 1993 году оно было подписано 30 марта, 1994 году - 7 апреля, 1995 году - 15 марта, 1996 году - 25 марта, 1997 году - 27 июля, 1998 году - 5 марта, 1999 году - 4 января (самый ранний по сроку, но все равно на месяц позже срока, установленного Президентом Российской Федерации), 2000 году - 7 марта, 2001 году - 27 февраля. Ущерб, наносимый финансовому положению компании "АЛРОСА" из-за задержек квотных постановления Правительства РФ, оценивается в десятки миллионов долларов (только в 2000 году за два месяца, когда велись споры о пересмотре бюджета, АЛРОСА потеряла более 4 млн. долл., из них около 2 должны были поступить в бюджет в виде налогов). Страдает и деловая репутация компании.

Указами Президента Российской Федерации от 19.02.92г. № 158с, от 26.11.92г. № 1481, от 20.07.97г. № 740, постановлениями Правительства РФ от 01.12.92г. № 948, от 23.07.97г. № 926 в России установлена одноканальная система продаж природных алмазов на внешнем рынке через одну уполномоченную организацию - АК"АЛРОСА"

После отказа корпорации "ДеБирс" от роли мирового монополиста на алмазном рынке настала эра жесткой конкуренции. России необходимо выработать новую стратегию. Первые шаги в этом направлении - это снижение объемов экспортных поставок. Так, в этом году только 49% российских алмазов пойдет на экспорт (ранее эта цифра достигала 60%). Соотношение между экспортом и поставками на внутренний рынок изменится и составит в ближайшие годы 40:60.

Одноканальную систему вывоза алмазов через АК "АЛРОСА" в обсуждаемом проекте указа Президента РФ "О порядке ввоза на территорию РФ и вывоза с территории РФ необработанных алмазов и бриллиантов" предполагается ликвидировать. АК "АЛРОСА" будет экспортировать только камни из своей добычи. Остальным займется подразделение Минфина - ГУП "Алмазювелирэкспорт", которое кроме того получает право экспортировать и камни, которые являются собственностью добытчиков. Проект указа возрождает давальческую огранку, со скандалом прекратившую свое существование несколько лет назад. Документ разрешает "организациям, имеющим лицензии на соответствующий вид деятельности", вывозить для переработки алмазы, обрабатывать которые в России нерентабельно (это 80% добываемых компанией АЛРОСА камней), а также вывозить сырые камни "в соответствии с таможенными режимами временного вывоза (с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов), транзита, переработки вне таможенной территории (без применения к ним мер экономической политики с целью их переработки и возвращение в виде продуктов переработки с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, реэкспорта (режим, при котором иностранные товары вывозятся с территории РФ без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов)."

3. Добыча драгоценных камней (кроме алмазов) и ювелирно-поделочных камней

Перечень драгоценных камней, установленный Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", включает алмаз, изумруд, рубин, сапфир, александрит, а также жемчуг и янтарь (всего 7 наименований).

Вместе с тем рынок драгоценных (кроме алмазов) и ювелирно-поделочных камней в России насчитывает более 1000 наименований, из которых 84 имеют собственные месторождениями с разведанными запасами. А по 22 видам камней в 90-е осуществлялась добыча, в том числе аквамарина, жадеита, изумруда, лазурита, нефрита, турмалина, хризолита,хромдиопсида,чароита и янтаря.

В 1999 году было добыто: жадеита - 233 тонны, нефрита - 134 тонны, турмалина - 85 килограммов, чароита - 76 тонн и янтаря - 364 тонны. Однако все эти цифры значительно ниже возможностей наших добывающих предприятий. Добыча изумрудов уже много лет практически прекращена.

В России полностью отсутствуют разведанные месторождения таких драгоценных камней, как александрит, рубин и сапфир, а также бирюзы, благородных опала и шпинели, топаза, хризопраза и циркона, а месторождения турмалина, хризолита, чароита и др. размещены в очень удаленных и труднодоступных районах.

Российский рынок драгоценных (кроме алмазов) и ювелирно-поделочных камней находится в очень неустойчивом состоянии из-за агрессивной экспансии ограненных камней из стран Юго-Восточной Азии, низкого покупательского спроса и несовершенства нормативно-правовой базы.

Интерес государства на рынке драгоценных (кроме алмазов) и ювелирно-поделочных камней заключается в регулировании в области геологического изучения и добычи, борьбе с "теневым" рынком, защите внутреннего рынка от экспансии из-за рубежа, установление и соблюдение равных возможностей между субъектами рынка внутри страны.

Для развития производства ювелирных изделий из драгоценных (кроме алмазов) и ювелирно-поделочных камней в России необходимо активное участие государственных органов власти и всех хозяйствующих субъектов в совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы.

Одной из причин, препятствующих развитию производства ювелирных изделий в России, является отнесение драгоценных камней к "валютным ценностям".

Вместе с тем, в России фактически нет официально установленных ГОСТов на изумруд, рубин, сапфир, александрит, которые определили их по геммологическим признакам как драгоценные камни. Они, по-существу, являются экслюзивными разновидностями минералов берилла, корунда и хризоберилла.

Вхождению в мировой рынок драгоценных камней препятствует также различие понятий "ценности", существующих у нас в России и за рубежом. Так, для изготовления бриллиантов ювелиры используют, в основном, камни массой 0,01 карата по цене 300 долларов за карат стоимость одного изделия составит 3 доллара или около 90 рублей, т.е. так называемая "ценность", которая в Законе Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" определяется как "валютная ценность", оказывается равной цене килограмма колбасы.

То же и в отношении изумрудов, даже крупный из них - каратник будет стоить около 600 рублей. Основная масса сапфиров, которые ввозятся и используются ювелирами в России где-то около 300 рублей за карат. Таков соответственно ценовой уровень наших "валютных ценностей". А отнесение к "валютным ценностям" янтаря, природного жемчуга и александрита вообще не имеет смысла.

Драгоценные камни необходимо исключить из под валютного регулирования еще и потому, чтобы освободить эту сферу деятельности малому бизнесу. Отношение к ним как к товару, позволило бы увеличить их активный оборот и получать больше валютных поступлений в казну государства. Нецелесообразно также ограничивать ввоз драгоценных камней, которые у нас в России не добываются. Тем самым мы лишаем сырья нашего отечественного производителя, а государство -доходов в бюджет.

Следует признать , в Федеральном законе "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" содержится достаточно положений для того, чтобы государство осуществляло контроль за обращением драгоценных камней и в том случае, если они не будут относиться к "валютным ценностям".

4. Гранильная промышленность

До приватизации основу гранильной промышленности Российской Федерации составляли три государственных хозрасчетных завода -Смоленский, Московский и Алтайский. В настоящее время доля государственных заводов, которые теперь представляет только Смоленский ПО "Кристалл", в объеме покупаемого сырья снизилась до 9 процентов. Остальной объем на рынке необработанных алмазов выполняют порядка 200 частных предприятий.

Доля России в огранке бриллиантов 6,7%. В 2000 году произведено бриллиантов на 850 млн. долл., из них 97 процентов - на экспорт и только 3 процента - на внутренний рынок.

Практически вся готовая продукция бриллиантовой промышленности России реализуется на внешнем рынке, при этом исходные алмазы закупаются на территории Российской Федерации за рубли в привязке к текущим мировым ценам в долларовом исчислении, т.е. гранильные предприятия работают в мировом масштабе цен на алмазы и бриллианты. Учитывая это, а также, что доля алмазов в стоимости бриллиантов составляет 87 процентов, основным условием существования бриллиантовой промышленности в России является наличие условий её функционирования, схожих с мировыми.

В последние годы условия работы российских гранильных предприятий постепенно приближаются к условиям работы зарубежных предприятий. Решены следующие проблемы:

• снижена ставка оборотных налогов с 4 до 1 процента, отменен НДС по операциям с алмазным сырьем, выведена из налогооблагаемой базы сумма переоценки драгоценных камней;

• российским предприятиям разрешили продавать друг другу алмазное сырье, неиспользованное в собственном производстве, стал возможен импорт алмазов.

Основными факторами, сдерживающими развитие гранильной промышленности России, являются:

- длительные сроки оформления лицензий и другой разрешительной документации при экспортно-импортных операциях;

- действие налогов, в базу для исчисления которых включается стоимость алмазного сырья, составляющая 87 процентов стоимости бриллиантов;

- отсутствие вторичного рынка необработанных алмазов. Если наши огранщики покупают алмазы внутри страны по мировым ценам, то они не должны все 100 процентом алмазов обрабатывать обязательно в России. Сейчас у наших заводов накопилось много остатков, осколков, которые раньше покупал Гохран, а теперь их нельзя ни продать, ни вывезти, так как, несмотря на разрешение Правительства РФ, не утвержден порядок учета данных сделок;

- значительные потери от неоднократной конвертации сумм кредитов и выручки.

Реальный рост объемов производства бриллиантов в России будет определять спрос на бриллианты на внешнем и внутреннем рынках; способность гранильных предприятий снижать свои издержки; а также налоговая и таможенная политика.